+23.44
Рейтинг
11.09
Сила

Михаил Богданов

О роли контроля... над образованием


Попробуем разобраться, как сегодня выглядит контроль качества образования, кто и как его проводит и почему в последнее время появилось столь много критических высказываний, от вполне заслуживающих внимания специалистов (например тут и тут), выступающих против решения вывести Рособрнадзор из подчинения Министерства Просвещения и Министерства науки в прямое подчинение Правительства.

Читать дальше →

Третья сила в образовании



Новая структура Правительства Российской Федерации, утвержденная 25 мая 2018 года, словно написанная на лакмусовой бумаге, проявила суть произошедшей за последний десяток лет смену элитных групп и передислокацию сил в системе управления образованием в нашей стране.

Читать дальше →

ОГЭ: всем по зубам!...



В преддверии очередной кампании по проведению государственной итоговой аттестации для учащихся 9-х классов, Комитет по образованию Санкт-Петербурга опубликовал Распоряжение, в котором определяются шкалы пересчета баллов, набранных участниками ОГЭ, в традиционные итоговые оценки за экзамен.

Устанавливаемые меры оценивания, как указано в Распоряжении, определены в соответствии с «Рекомендациями по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2018 году основного государственного экзамена», разработанными Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) — разработчиком заданий для экзамена.

Читать дальше →

боковы, уймитесь!



Хочу сегодня выступить в защиту учителей и управленцев в системе образования от чрезмерной активности некоторых федеральных чиновничков…

Есть у нас такой сильно активный сенатор — Людмила Бокова. Бывший учитель истории, вдруг решившая, что она большой специалист в информационных технологиях и уверовавшая в свою миссию спасителя детских душ от тлетворного влияния интернета и прочих вредных воздействий информационных технологий.

Данная мадам, пользуясь своим статусом сенатора, организовала удивительный такой орган — «Временную комиссию Совета Федерации по развитию информационного общества», который начал бомбардировать органы исполнительной власти в регионах письмами (официальными, на которые нельзя не отвечать или отвечать отказом) и «проектами». Всевозможные конкурсы, турниры, открытые уроки (которые ведет, соответственно, сама Бокова) с обязательным массовым участием в них школьников и учителей сопровождаются угрожающими указивками за подписью Боковой. В своих письмах сенаторша требует от органов исполнительной власти на местах организовать участие в ее инициативах не менее 70% от списочного состава педагогических работников (!!), а в «открытых уроках» (которые, к слову, выпадали в этом году на даты каникул) — столь же массовое участие детей.

При этом, стоит отметить, что качество проводимых мониторингов, конкурсов и уроков, меня, как родителя и профессионально подготовленного технического специалиста, мягко говоря, удивляют. Ради интереса я решил посмотреть урок Боковой, адресованный детям, и, грешным делом, не понял, зачем она пытается собой подменить школьного учителя информатики… Все то, что она с таким важным видом рассказывает на своем «Уроке» (кстати, не ясно, на какой возраст ориенетированном), ничуть не хуже, а даже лучше доносят штатные школьные учителя до детей. При этом «Единый урок» предлагается смотреть всем — и шестиклашкам и выпускникам. Один и тот же! Это, мягко говоря, странно, коль уж речь на уроке заходит о столь сложной и многогранной теме, как информационная безопасность!

Очевидно же, что для разного возраста детей надо давать разную информацию: для младших — адаптированную, для старших — соответствующую их уровню и осведомленности. Посмотрите сами со своими детьми этот шедевр творчества Боковой и попросите их ответить на вопрос — было бы им интересно прослушать такой «урок» на реальном уроке и что бы они делали в классе во время такого «урока»?



Кроме этого, можно, ради интереса спросить мнение учителей — а согласны ли они потратить свой урок на такое занятие, стоит ли рушить учебный план и отвлекать детей и учителей от текущей плановой работы школы ради прослушивания того, что и так все знают без всякой Боковой на экране?

Я поинтересовался в наших питерских школах про эту инициативу московской сенаторши и услышал массу приятного в ее адрес со стороны учителей и управленцев. Ясное дело, никто публично ничего ей не скажет и официально не напишет, что ее инициатива мешает нормальной работе учителя. Дкло в том, что для обеспечения отчетности по «Единому уроку», всем учителям предписано зарегистрироваться на сайте проекта и «поучаствовать в он-лайн обсуждении» итогов «Единого урока», высказав свои пожелания и предложения. При этом, поскольку письмо пришло «сверху», то непоучаствовать означает подставить своего директора, которого будут песочить за неисполнение поручений в случае проверки. И так по всей вертикали — районы, города, регионы… А проверку всем пообещали, поскольку «участие» фиксируется путем выдачи сертификатов участника (никому не нужных, кроме организатора этого мероприятия). В итоге, учителя, вместо того, чтобы после 7 — 9 часов работы или в выходные, сидят и кликают на каие-то кнопки на сайте Боковой со товарищи. И это, разумеется, без всякой оплаты и неизвестно зачем.

Попутно, на этом сайте им предлагается участие в каких-то конкурсах, по итогам которых выдаются дипломы, бумажная копия которых стоит 320 рублей… Мелочь, но приятно. Особенно с учетом того, что в России сейчас работает около миллиона учителей, не менее 70% которых загоняют под страхом наказания на этот сенаторский ресурс.

При этом, напомню: госпожа Бокова касается системы образования буквально боком, как и любой другой сенатор. Она вообще не имеет права, по большому счету, распоряжаться личным временем учителя, рабочим временем сотрудников органов управления образованием. Она для них всех — НИКТО! Но по какому-то удивительному стечению обстоятельств, она отвлекает школу от ее прямой работы и распоряжается в школах как-будто они ей обязаны подчиняться!

И ладно бы, она была такой одна! Но нет, все время каике-то черти вылезают из разных углов и начинают предлагать то новые учебные курсы ввести в программу школы, то новые формы работы, то начать проверять «всероссийскими мониторингами» все подряд в работе учителя или завуча…

У меня возникает один только вопрос… Доколе такие боковы будут продолжать влезать со своими идеями и инициативами в классы к нашим детям?

В этой ситуации приходит на ум одна известная резолюция товарища Сталина, написавшего на очередной «расстрельной» записке от Хрущева в 38 году своим красным карандашом: «Уймись, дурак!!».

Единые учебные программы - требование уже действующего Закона?

Прочтение нормативных документов, регулирующих вопросы оценки подготовки обучающихся, приводит к неожиданному выводу: законодательство предписывает нам перейти в единым учебным программам.

Читать дальше →

Информационная система «Контингент» - это вообще что?



Как сообщило информационное издание Cnews, «В России на федеральном уровне разработана (?? — УЖЕ?? — прим. авт.) единая система учета и аналитики данных о детях, с помощью которой государство намерено повышать качество образования, здравоохранения и социального обеспечения в стране…

Читать дальше →

Педагогическая евгеника


Удивительное дело: в последние годы (особенно заметно именно теперь) чиновники от образования, всевозможные ректоры и «супер-учителя» только и делают, что убеждают общество в том, что надо срочно озаботиться «выявлением и поддержкой талантливой молодежи».

Читать дальше →

Дневник ученика: нужен или нет?



Предлагаю обсудить проблему дневника ученика на фоне внедрения электронных журналов: нужен или не нужен.

При этом сразу определимся с понятиями: электронный журнал = замена бумажного классного журнала, а не инструмент, замещающий «два в одном». В таком контексте будут понятны мои исходные тезисы.

Итак, я лично, против электронного ДНЕВНИКА учащегося (то, что он носит с собой) в пользу рукописного потому, что:

1. Пишем — значит живем (мозги развиваем). Есть достаточно много свидетельств (научных доказательств со стороны психологии) того, что рукописное письмо является одним из важнейших стимулирующих инструментариев развития мозга. Отказ от дополнительной практики рукописи в детстве — само по себе уже не хорошо. А в начальной школе — это вообще вредно.

2. Самостоятельность оформления дневника ребенком (в отличие, чтобы не говорили защитники электронного, от ситуации когда ребенок не сам его заполняет) — сильнейший механизм формирования навыка самоорганизации. Все аргументы о том, что и с электронным можно самоорганизовываться, я все-таки не очень готов принять, прежде всего потому, что ребенок не сам оформляет дневник, а лишь должен следовать тому, что ему напишут другие. Организация есть, но не «САМО». А это важно. И опять-таки, наиболее важно — для «началки».

3. Дневник — это официальный документ ребенка, он за него должен и отвечать, и думать о его содержании. Воспитание аккуратности, ответственности, внимательности — все тут. Уходя от такого документа в виртуальность неизвестно чего добьемся.

Вообще стремление все засунуть в электронные гаджеты меня, в помследнее время, начинает пугать, при том, что я информационщик :)

Что скажете?

Блокада. Одно упоминание...



А вы знаете о том, что в учебниках истории наших детей (не украинских!!!!) это святое для ленинградцев слово «Блокада» упоминается ОДИН (!!!!) — прописью: О-Д-И-Н раз!!! На ВОВ в 11 классе отведено 2 часа. Рекомендовано Минобрнауки. После этого у вас есть вопросы к молодежи? Не украинской, а к нашей??? Может все-таки займемся отечественным образованием, родители?

Сегодня в моей школе дети сами написали недостающую главу и вклеили ее во все учебники истории. предлагаю это сделать и другим, а к 9 мая провести всероссийскую акцию по исправлению учебников. Без помощи чиновников и «светил». Сами, с помощью еще живых дедов и прадедов!

Как решить проблему учебников

Бесконечные споры о содержимом учебников, о невозможности корректного перехода из школы в школу по причине разности учебных программ (диктуемых учебными комплектами), о безумной гонке за деньгами со стороны издателей, которые все время придумывают новые способы вытянуть деньги из бюджета или из кошелька родителей — это все уже навязло в зубах за последние годы.

Читать дальше →