Наркотики в молодежной среде: что должен знать родитель


Встреча в Родкоме со старшим оперуполномоченным Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, майором полиции Е.П. Колесниковой

Поговорим о нас, о мамах



Все чаще я вижу в садиках мамочек, которые трясутся перед воспитателями, директорами, педагогами и чуть ли не извиняются за собственное существование… Вижу «синдром охранника» (да простят меня ребята) у многих педагогов и представителей соц.служб.
Думаю, понимаете, о чем я.

Читать дальше →

Обсуждаем ФГОС и предлагаем...

Друзья!

Есть предложение поучаствовать от имени СПб ГРК в обсуждении нового Федерального образовательного стандарта, поскольку нас он касается непосредственно и наверняка среди нас найдется немало людей, кто имеет что сказать конструктивного и дельного по этому документу…
Скачать обсуждаемую версию Стандарта можно тут >>

Предложения и комментарии оставляем тут >>

ВПР - еще одно слово на три буквы

Всероссийские проверочные работы (ВПР) относительно недавно вошли в обиход отечественной школы и далеко не все учителя и ученики еще успели столкнуться с этой, по истине, творческой инициативой Рособрнадзора. Сегодня мы хотим рассказать родителям и учителям, не столкнувшимся пока еще с ВПР что же это за новое слово на три буквы...

Читать дальше →

Безопасность детей - советы отряда ЛизаАлерт


Полезное с родительского собрания, организованного поисковым отрядом ЛизаАлерт.

— Если вы идёте с ребёнком на культ-массовое мероприятие, где предполагаются толпы народу, сфотографируйте вашего ребёнка в полный рост перед входом на мероприятие. Родители, потерявшие ребёнка, иногда теряют остатки разума и сознания, не могут назвать нормально, во что ребёнок был одет, в какую кофточку и какую шапочку. Гораздо проще будет искать ребёнка, показывая фотографию: вы вот этого ребёнка не видели? Если ребёнок не найдётся в ближайшие 2-3 часа, то именно она будет самой свежей фотографией, с помощью которой буду писать ориентировки, с которым будут работать люди.

— Если вы знаете, что ребёнку идти от школы до дома, от репетитора до спортивной секции, от вас до бабушки 30 минут, то спустя 60 минут, если он не объявился, можно начинать искать. Нужно начинать писать и звонить абсолютно всем: бывшим мужьям, бабушкам и дедушкам, родителям одноклассников, одноклассникам. Не надо думать, что это неудобно. Неудобно будет, если он никогда уже не найдётся. На уши поднимаются абсолютно все. Да, не забудьте потом всем позвонить и каждого успокоить и поблагодарить за беспокойство. Зачем это делается: вы никогда не знаете, что могло произойти, например, ребёнок мог чего-то испугаться, мог побежать от кого-то, и оказавшись в условно знакомом ему районе, мог пойти по хоть сколько-нибудь знакомому адресу. Забежать в подъезд к учительнице начальных классов, вашим друзьям, у которых вы были в гостях на днях…

— Звонок в 112 — это уже заявление о пропаже, которое принято и зафиксировано. История про три дня — миф, ложь и нежелание полиции работать. Такого постановления, акта, закона не существует.

— Важно приучить ребёнка звонить вам при выходе куда-то, и дойдя до туда. И приучать к этому нужно показывая примером. Мама и папа на глазах у ребёнка звонят друг другу, сообщают, что вышли с работы: «буду через час». Можно сакцентировать внимание ребёнка на этом, показать ему, что мы не контролируем, а просто беспокоимся друг о друге. Потому что если он не видит как взрослые это делают, то может решить, что его по малолетству просто держат под контролем, ограничивают, не доверяют.

— И подросткам, и престарелым родственникам полезно установить на телефон ряд программ. Это могут быть: мои друзья (на айфоне), моя семья (на андроиде). Однако, все эти программы требует того, чтобы телефон был подключён к интернету. Многие покупают детям самые простые кнопочные телефоны без этой опции. Тогда нужно подключить услугу от мобильного оператора, например Билайн-координаты (50₽ в месяц), Мегафон навигатор (84₽ в месяц). Зачем? По вашему телефонному запросу (даже в слезах и истерике) ни один оператор не выдаст вам координаты телефона вашего ребёнка. Не имеет права. Если телефон зарегистрирован на ваш Паспорт, то в отделение оператора вам выдадут распечатку последних звонков. Но координаты телефона, оператор выдаст только по решению суда, то-есть через 2-3 дня. Помним, что если батарейка телефона села, то эта услуга не работает. Именно поэтому важно начать искать ребёнка как можно быстрее.

— Учим детей говорить «нет», учим детей не слушать незнакомых взрослых. Мы часто приучаем детей слушаться маму, папу, няню, бабушку, воспитательницу Марию ванну, охранника садика, консьержку, не спорить со всеми этими людьми, быть вежливым. В результате мы получаем детей, которые уходят с незнакомыми взрослыми. В ЛизаАлерт ставили эксперимент: из 50 детей, к которым подошли незнакомые взрослые, не ушел только 1 (один) ребёнок. Доносим до детей следующую мысль: нормальные, адекватные взрослые не просят детей о помощи, не просят ничего донести, посторожить, найти в багажнике машины. Конечно, можно помочь бабушке с клюкой донести тяжелую сумку до подъезда. Но у подъезда и сумку и бабушку нужно оставить, и сказать волшебные слова: «мне дальше мама ходить не разрешает ». Дальше ей обязательно помогут соседи, родственники, ещё кто-то.

— Даже если ваш ребёнок идёт по дороге и встретил вашего друга, который предлагает подвести его до дома, как отче наш ваш ребёнок должен в эту минуту позвонить вам и сказать: «дядя Миша встретился мне по дороге и предлагает меня довести до дома». Вы в этот момент звоните дяди Мише и убеждаетесь, что ребёнок с ним.
— Если ваш ребёнок или престарелый родственник звонит вам и говорит: «встреть меня, пожалуйста », пожалуйста, встаньте с дивана и сделайте это. Очень редко люди просят встретить их, потому что блажь. Возможно, ребёнок не может сказать, что какой-то дядя очень пристально смотрит на него, потому что этот человек рядом. Если вы скажете: «ну что ты, ты же уже взрослый », а потом что-нибудь произойдёт, вы себе этого не простите. Не ленитесь.

— Научите ребёнка кричать. Очень многие и дети, и взрослые кричать не умеют. Езжайте в парк, в лес и начните там. Покажите ему пример. Потом попробуйте в городе, хоть на Красной площади.

— Социальные сети: ни в коем случае нельзя запрещать детям пользоваться социальными сетями. Разрешите ему ввести собственную страничку — так на ваших глазах будет информация о том, чем он интересуется, какую музыку слушает, с кем дружит. Раз в месяц просматривайте список его друзей, вас должны насторожить взрослые люди, если это не преподаватель. Запретите ему — и в критической ситуации, вы обнаружите восемь фэйковых страниц с чужими фотографиями и неверно указанным возрастом. (На родительском собрании всё о чем я пишу, сопровождалось ужасными примерами из жизни, тут рассказали о папаше, который суровый стучал кулаком по стулу, клялся, что запретил дочери абсолютно все соцсети, а те самые восемь фэйковых страниц обнаружили только тогда, когда уже третьи сутки искали её.) Вы можете запретить все что угодно, только эти страницы все равно будут, просто вы не будете о них знать.

— Порнография – самое безобидное, что можно найти в Интернете. А ещё можно найти информацию о самоубийствах, наркотиках, встретить опасных мошенников, злоумышленников, нарваться на кибербуллинг. Да, Сотрудники ЛизаАлерт подтвердили, что зафиксировано некоторое количество жертв всех этих гуляющих по сети домовКитов и тихихдомов. Ребёнку любопытно, это логично. Если уж я, тётенька 35 лет, немедленно полезла по этим тэгам, когда месяц назад у меня начала пестреть ими лента.

— Как в жизни, так и в сети важно чтобы ребёнок помнил, что он никому ничего не должен. Очень важно внести эту мысль в голову ребёнка. Если незнакомые люди о чем-то просят, всегда спрашивай себя: а зачем я должен это делать? Зачем мне присылать вам мою фотографию и говорит свой номер телефона, зачем вставать в 4:20 и так далее.

— Проведите несколько часов с ребёнком за компьютером, покажите на личном примере, что делают в сети с внезапно открывающимися окнами с неприличными картинками, рекламой, и всем тем, что кажется нам самоочевидным, а ему в новинку.
— Если ребёнок всё-таки нашелся, пожалуйста, не надо на него кричать. Спокойно объясняем, что мы волновались. Объясняем, почему то, что произошло, было опасно. Помните родителей Малыша из мультика про Карлсона: мальчика с крыши снимала пожарная команда, но когда родители встретили его, они обнял его и сказали: «малыш, как же мы волновались».

Отдельно несколько слов про природу, учитывая что среди моих друзей примерно 90 % людей, которые берут детей в лес, и каждое лето и не по разу бываем в лесу:

— Если ты потерялся в лесу, немедленно остановись и прекрати движение. Возможно ты уже некоторое время идёшь не туда. Сначала звоним в 112, потому маме. А мама не сажает батарейку на телефоне ребёнка, оставляя её для общения ребёнка со спасателями.

— Если вы видите вертолёт или слышите сирену, не надо бежать на звук. Во-первых, в лесу направление звука сильно искажается, во-вторых, это делается для вашей локализации — сейчас спасательные службы свяжутся с вами по телефону и спросят, слышите ли вы звуки.

— Повторяем ребёнку: по льду ходить опасно, спастись самостоятельно и помощью друзей почти невозможно.

— 8 из 10 детей потерявшихся в лесу тонет. Повторяем ребёнку: если ты потерялся в лесу, не надо подходить к реке и чтобы умыться, промыть рану, пропить.

— Не отпускайте детей в лес с пожилыми людьми, ребёнок не сможет ему помочь, сам потеряется, будет только хуже.

— Всегда берём с собой воду, промыть рану, попить.

— Прекратите одевать себя и детей в камуфляжную одежду. Одежда ребёнка должна быть яркой. Искать в лесу ребёнка в красной курточке и оранжевых штанишках гораздо проще, чем очень хитро закамуфлированного.

— Очень многие потерявшиеся дети говорят: я не думал, что мама вообще будет меня искать, разве мама знает, как меня искать и что делать. Выходя в лес, расскажите ребёнку, что его чтобы не случилось, будут искать, и мама знает, что делать. Откуда берутся такие мысли не очень понятно, но подозреваю, что из сказок, в которых родители регулярно отводит детей в лес на съедение волкам.

На сайте есть телефон, по которому можно позвонить и договориться о лекции для ваших детей в классе.

Я неожиданно для себя узнала, что доктор Лиза не имеет отношение к названию организации ЛизаАлерт. Отряд назван в честь девочки Лизы Фомкиной, которую, к сожалению, так и не нашли. Но с тех пор ищут пропавших детей и взрослых специалисты, спасатели, волонтёры, психологи. Ищут 3-х летних детей украденых через забор детского сада. Ищут подростков, сбежавших в Крым с дядей, подговорившем на это в интернете. Ищут детей, испугавшихся идти домой, потому что наругают и отсиживающихся за гаражами.

Помогите себе сами! Не давайте отряду ЛизаАлерт работы. Это и без того 10 заявок в день. И 5 из них — дети.

Забытые игры. Как мама троих детей возрождает в Перми «советскую» дворовую культуру



В этом дворе девочки визжат от восторга, играя в «классики», а мальчики с утра до вечера играют в «вышибалы» и даже в «резиночки». Сложно представить, что еще пять лет назад двор, как и многие вокруг, был практически пустым. Здесь можно было встретить только малышей под присмотром взрослых, а вот школьников — очень редко.

Сегодня двор на улице Мильчакова не узнать — иногда в нем собираются до 40 ребят, которые играют в забытые советские игры. Вот уже 5 лет здесь активно возрождает дворовую жизнь мама троих детей Ирина Тюрина.

«Дворовый затейник» Ирина Тюрина рассказала ТЕКСТу, как всем двором они возрождают забытые игры и почему дети ее двора находятся в постоянной «движухе»:

Когда 5-летние дети бегут во двор, а там тишина, становится нестерпимо грустно
Помню, самым пугающим была даже не тишина, а толпа ребят, не знающих, куда бы себя деть и чем заняться. На велосипедах уже покатались, игры на телефонах обсудили, видео поснимали. Что дальше? Это как раз время, когда в песочнице уже скучно, а гулять еще хочется. И нет тут особой вины ребят – примера нет, подглядеть негде, да что там, услышать даже негде.

Как-то незаметно, по-тихому ушла дворовая культура. А куда ушла, не сказала и когда вернется – тоже. Последние 10-15 лет это большая редкость – слышать из окон дружеский дворовой гул до полуночи. Сейчас норма, что дети годами живут в одном подъезде и не знают, как друг друга зовут, а из игр знают только «прятки» и «догонялки. Те же банальные «Классики» толком никто не знает, что же с ними делать – начертили, попрыгали и что дальше? А дальше около 5 разных вариаций этой удивительной игры. Девчонки у нас просто визжат от восторга.

«Мотор» дворовой жизни гудит у нас уже 5 лет

Помню, первая игра, которую я предложила ребятам, была «фанты». Ох, и похохотали мы тогда! Навыдумывала им нереально смешные задания, которые все пошли на «ура». Ну и понеслось.

Сначала хорошо у нас заходили скамеечные игры – «Я садовником родился», «Черное и белое», «Вы поедете на бал?», «Съедобное – несъедобное» и т.д. Потом активно подключились мальчишки и все вытекающие от сюда «Вышибалы», «Третий лишний», «Чай-чай выручай!», «Казаки-разбойники», «Городки», «Цепи кованные». Благодаря этим играм узнали, сколько же у нас во дворе пяти- и семиклассников. Они как любопытные муравьи выползали из своих норок. Пару лет назад я познакомила девочек с игрой «Резиночки» — прыгают сейчас до 10 кона. И не только девчонки, мальчишки тоже жгут.

По какому принципу выбираем игры? По человеческому

Смотря какие «человеки» гуляют, сколько их в данный момент — много или не очень, больше «человеков – мальчиков» или «человеков – девочек». А вот возраст значения не имеет – у нас всегда как-то все в куче. Поначалу был такой момент, что приходилось именно самой что-то ребятам предлагать или, например, никто игру не организовал – игра не начиналась. Очень этот момент меня настораживал. Но, как оказалось, напрасно. Видимо, должно пройти какое-то время (я его называю накопительный период), после которого процесс запускается сам собой. Сейчас вообще что-то сложно успеть предложить – дети в постоянной «движухе». И часто остается только сладостно наблюдать за процессом.

Около трёх лет мы собирали детей во дворе с помощью «сарафанного радио»

А не так давно появилась группа двора Вконтакте, где «сидят» мамы и активные ребята. Если мероприятие коллективное, я выкладываю туда анонсы, отправляю личные сообщения и получается собрать всех друзей. Подружились уже и с друзьями соседних дворов – они все к нам стекаются и это очень здорово! Ну а если просто поиграть – то просто надо поиграть. Тут же откуда – то появляются новые участники.

Иногда молодые ноги соревнуются с ногами, только что сбросившими каблуки 38 размера
И мамы часто побеждают. Детям вообще иногда очень здорово поиграть со взрослыми, а взрослым-то как полезно. Также любим связывать между собой канатные скакалки и по 10 человек прыгать одновременно. А еще обожаем «12 записок», строим штабы и снежные горки, жжем костры, запускаем кораблики, наряжаем елки самодельными игрушками, водим новогодние хороводы.

Тем летом устроили «День Нептуна» — двор на пару часов превратился в пляж. Прямо во дворе появилось море благодаря папам, что натаскали тонны воды «нептунскими» ведрами. И вообще непривычно видеть друзей двора в одних купальниках, босых и счастливых. Домой прибыли все, как счастливые песочные лягушки. Непременно повторим и в этом году, и погода нас, уверена, не подведет.

В других дворах я не вижу, чтобы гуляли дети старше 4 класса. А у нас гуляют

И я заявляю это с гордостью. Вообще возраст наших участников оказался без границ. Там, где нашим детям трудно и не все понятно – мамы с ними скачут, как верные проводники в мир игры. Но, конечно, основная «дворовая масса» — это, как и должно быть – от 5 до 12 лет.

В ноябре все куда – то исчезают и появляются уже с первым снегом

Потому играем мы в своем дворе с весны до конца октября. Зимой сложно увидеть во дворе ежедневную толпу, как летом. А летом у нас, действительно, толпа – часто одновременно гуляет по 30-40 детей. И это притом, что двор у нас небольшой. Зимой в коллективные игры мы играем редко – устраиваем, в основном, какие-нибудь полосы препятствий. Получается собрать весь двор только на Новый год и на строительство горки. Ну и потом уже ближе к весне – на запуск корабликов.

Страстно и фанатично хочется развивать дворовую культуру в России. Как бы высокопарно это не звучало

Хочется делиться опытом и получать новый. Очень хочу, чтобы детство много гуляло, играло, смеялось, иногда обзывалось, бегало, царапало коленки. Дворовые друзья – это абсолютно другая категория друзей. Детям постоянно надо себя ставить в коллективе, что-то доказывать в садике, в школе. Всегда присутствует некое напряжение. И очень важно где-то выдохнуть. Приходить каждый день в такое место, где собираются просто друзья для того, чтобы просто выдохнуть. Может быть, поэтому дворовой «воздух» всегда особенный — свободный и беспечный. Нам всем надо обязательно постараться, чтобы все это было у наших детей, и тогда за Россию можно быть спокойным.
Татьяна Семилейская (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).

Школьная карта: собрание для родителей школ Приморского района

В 2017 году в Приморском и Выборгском районах Санкт-Петербурга, в целях обеспечения безопасности обучающихся при их нахождении в школе, Комитетом по информатизации и связи совместно с Комитетом по образованию будет осуществляться поэтапное внедрение услуги по информированию родителей обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга о времени прихода в школу обучающихся и о их рационе питания за день.

О том, что это за проект и как он будет реализовываться будет рассказано на родительском интернет-собрании, которое состоится в 19:00 11 мая 2017 года.

Вопросы к присутствующим можно адресовать в формате комментариев (внизу страницы) или посредством телеграм-чата: @schoolcard


Справочные материалы по проекту представлены на сайте «Образование в Приморском районе», а также на странице «Часто задаваемых вопросов»

Нет гей-пропаганде в детских фильмах!



В ближайшее время в кинопрокат выходит новый фильм кинокомпании Disney «Красавица и чудовище». Пресса сообщает, что «это будет первый фильм киностудии Disney, в котором покажут гомосексуальные отношения». Режиссер фильма Билл Кондон сообщил средствам массовой информации, что в фильме будет «персонаж-гей» — ЛеФу, помощник главного злодея фильма – Гастона. «ЛеФу — это тот, кто сначала хочет стать Гастоном, а впоследствии — поцеловать Гастона», — заявил режиссер.

Читать дальше →

Мультфильм «Маугли» наш и "их". Наглядное пособие по воспитанию

Недавно посмотрел советский мультфильм «Маугли» – честно говоря, прямо затянул. Обратил внимание на ряд важных моментов, которые можно назвать «программированием ценностных ориентиров». Стало интересно, и нашел в сети американский аналог «Маугли». Удивительно, насколько разные эти картины! И насколько разного человека они воспитывают!

Персонажи

В советской версии (СВ) все персонажи харизматичны и обладают именно собственной харизмой, неповторимой динамикой, образом, в то время как в америкосской версии (АВ) все персонажи одинаковы – одинаково двигаются, одинаково говорят, лишены всякой харизмы и выглядят шутами.

За счет этого в СВ хорошо прослеживается идея о реализации именно своих сильных сторон.

СВ – вообще очень глубокий и эмоционально сильный мультфильм. Здесь доходчиво говорится о дружбе, взаимовыручке, причем каждый в команде играет на своей сильной стороне: Каа – не ввязывается в бой, но он мудр и предлагает стратегические решения (найти клинок, победить рыжих псов); Багира – просто идеал женственности, я бы даже добавил – альфа-женщины: она сильная и опасная и при этом грациозная и нежная, игривая и спонтанная, но в то же время смекалистая и мудрая (именно она “разрулила” тему со спасением Маугли, дав толпе быка на собрании стаи); Балу – отличный учитель; Акелла – мудрый и справедливый лидер; Волчица-мать готова отдать жизнь за приёмного ребенка; Шерхан – силён, свиреп и хитер, он играет не по правилам и в итоге получает по заслугам за это; Шакал полон страха и, пожалуй, самый мерзкий персонаж в мультике. Все персонажи зрелые, харизматичные и ясно видят своё место в джунглях.



В АВ – ничего подобного просто нет. Все персонажи одинаково дурацкие и “смешные”. Несмотря на разную пластику, у всех одинаковые гримасы и эмоции. Концепт своего пути перевернут – обезьяна хочет стать человеком, слоны ходят строем, а сам Маугли никак не может определиться, кем же ему быть, кому подражать. А Багира, вообще, мужик!

Атмосфера и концепт

В СВ, конечно, всё не так красочно… и гармонично. Суровый советский реализм – это, пожалуй, минус. Но это по-своему символично, ибо позволяет легче мысленно отвлечься и видеть суть мультфильма:

Ищи свои сильные стороны и находи своё место в обществе. Сила дружбы, коллектива, знаменитое “мы с тобой одной крови”, кооперация при решении задачи.
Вместе можно добиться гораздо большего, чем в одиночку. Коллектив – это важно и полезно. Опять же уважение к индивидуальности. Каждый делает то, что у него лучше всего получается.
Добро в итоге побеждает зло. Мультфильм учит быть честным и сильным и играть на светлой стороне. Ибо тьма побеждена будет обязательно. Зачастую персонажи шли на смерть и были готовы сражаться до конца за то, что им дорого, и судьба награждала их за храбрость – ситуация решалась либо мирно (как на совете), либо в их пользу (как в конце мультфильма).

Храбрость и честь награждаются. Бесчестие, хитрость и трусость – наказываются.

Все трудятся: дикобразы катят тыквы, волки охотятся и учатся(!), медведь учит, лидер руководит и так далее. Вывод: трудись – и получишь результат.
В американском мультфильме все “лупасят” и “стебут” друг друга, и это как бы “весело”: общий концепт (идея) мультика как бы просто развлекательный. Атмосфера раздора, нет единого мнения, эгоизм, каждый действует в своих интересах. Идея: пой, танцуй, “умерь свои потребности” – и всё будет отлично. На первый взгляд, тоже неплохой посыл, позитивный такой, но уж очень это смахивает на агитацию к развлечению, а не созидательному труду.



Тема дружбы есть также и в АВ. Однако там каждый персонаж хочет что-то получить от Маугли или навязать свою точку зрения. Битва с тигром в конце тоже веселая и простая. И Маугли ведет себя там очень своеобразно, но об этом далее.

И теперь самое важное: персонаж и его взаимоотношения

В СВ Маугли развивается на протяжении нескольких серий. Он всё больше раскрывает свои сильные стороны, всё больше понимает, кто он. Он становится сильнее, умнее, быстрее. Он становится и вожаком стаи, и побеждает нашествие врагов, и получает кинжал, и сам побеждает тигра голыми руками.

Сначала он учится, как и подобает ребёнку, но вскоре становится самостоятельным, сам принимает решения, он активен, инициативен и смекалист. Он ведёт себя храбро и держится достойно.



В АВ Маугли – потребитель. Он капризный и одинокий. Он не может найти своё место в жизни. То пытается быть медведем, то слоном, то грифом. Мораль как бы очевидна – будь человеком, кем тебе и положено быть, однако общий эмоциональный фон создает именно ощущение поиска и даже отчаяния, нагнетая конфликт. И как он решается? В конце Маугли не сам принимает решение пойти к людям, а “ведётся” на не по годам “сексуальную девочку”…

Весь мультик его направляют, о нем заботятся, им управляют: ощущение, что выбор у Маугли состоит в том, к кому бы присоединиться, кому доверить себя. Маугли сам ничего не решает, всегда решают за него от самого начала до самого конца. Т.е. задан образ ведомого потребителя, а не самостоятельной личности.

В СВ Маугли искренне дружит с персонажами, помогает им, и они вместе решают какие-то задачи. Если и дурачатся, то как-то очень по-доброму. Все положительные персонажи ладят между собой и работают в команде, ставят конкретные цели и достигают их.

В АВ персонажи ссорятся между собой, делят Маугли, словно у него нет выбора (а ведь и правда просто нет), и каждый хочет удовлетворить свое эго через него. Персонажи трусливы, как и сам Маугли. И все персонажи невротичны, истеричны и избыточно эмоциональны – у них нет сути, стержня, они часто меняют свои решения, непоследовательны, словом довольно хаотичные и потерянные.

Сам Маули в СВ уважает своих братьев, защищает их, внимает их мудрости, они поддерживают друг друга и действуют сообща.

В АВ Маугли вечно одинок, отталкивает других персонажей; конфликт строится на том, что никому нельзя доверять.



Финальная сцена

В СВ Маугли вырос и превратился из забавного полного энергии мальчика-лягушонка в красивого статного мужчину, достойного, сильного, опытного. Апогеем его зрелости становится его эпичная и довольно жестокая победа над Шерханом. Маугли с братьями придумывает план и воплощает его, дерётся с Шерханом один на один, и, даже потеряв клинок в битве, всё же одерживает победу – голыми руками. Победа окончательная, о чём свидетельствует шкура на камне. Затем Маугли влюбляется и понимает, что не может жить вечно в джунглях. Тогда он САМ принимает решение уйти из стаи, оставить “свой высокий пост” ради новой жизни. Стая прощается с ним и принимает его выбор, напоследок говоря, что если что-то понадобится – мы всегда с тобой.

Примечательна и сцена Маугли с девушкой. Во-первых, они уже “взрослые”. Девушка, увидев роскошного Маугли, роняет кувшин и убегает, оборачиваясь снова и снова. Она и боится его, и проявляет интерес. Сам Маугли тоже убегает и плачет на груди у Балу, потому что в нём проснулось чувство любви, и он понимает, что пора уходить к людям.



Т.е. добившись максимального в джунглях, вождь стаи, победитель главного очень хитрого врага, отправляется ради любви к новым вершинам. Уверен, и там он добьется успеха. Такая вот история прогресса и смелого движения вперед. Последний кадр – взрослый, сильный и волевой Маугли прощается с братьями на фоне деревни, двигаясь к новой жизни.

Теперь посмотрим, что происходит в АВ:

Маугли как был худым мальчиком, так и остался – он никак не вырос, никак не эволюционировал. Он ребёнок, просто ребёнок – капризный, запутанный, недоверчивый и одинокий. Он ищет, к кому ещё примкнуть – ведь все “прошлые друзья” его обманывали…

Тут он встречает грифов, и ЕГО находит Шерхан. Новые друзья трусливо убегают, но Маугли не теряется и как будто бы не боится драки. Шерхан как типичный американский злодей не сразу сжирает героя, а решает с ним поговорить и поиграться. Типичная ошибка злодея.

В этот момент появляется Балу и кидается в драку, Маугли убегает, но потом находит палку и бьёт тигра, пока тот обездвижен, однако, когда тигр освобождается, Маугли убегает с криком “помогите”. Потом СЛУЧАЙНО молния ударяет в дерево, пока Шерхана отвлекают грифы, Маугли привязывает к его хвосту палку, и Шерхан трусливо убегает …



Балу как будто бы умирает: плаксивая сцена, где медведь слушает посмертную речь Багиры и получает по лицу от него(!), когда все узнают, что Балу жив. Затем они идут в джунгли. Но Маугли увидел девочку и решил её рассмотреть. Балу замечает: “Не иди туда – от них все проблемы” (установка на отношение к другому полу). Однако Маугли не по-детски ведётся, девочка гипнотизирует его красивыми глазками, и Маугли в итоге КАК В ТРАНСЕ идёт за ней. Девочка роняет кувшин, чтобы Маугли его донёс, и он опять же ведётся и несёт. Балу кричит: “Забей, идём в джунгли!”, но Маугли жмёт плечами и идёт, одурманенный, за девчонкой.

Персонажи поют песню, как круто жить в джунглях, – конец.

Еще пару замечаний. В СВ основные планы – это лица, и совершенно нет в кадре “мягкой точки”. В то время как в АВ именно это часть тела играет важную роль, постоянно фигурируя на первом плане. В СВ я не заметил откровенно глупых персонажей. В АВ – все персонажи тупы. Примечательны также сцены со слонами – один по поведению похож на зомби и постоянно жрёт; в другой сцене – “вид сзади”, в третьей – истеричная жена орёт на спесивого мужа.



Итого

Советский мультик воспитывает сильную, смелую, храбрую, смекалистую независимую личность, которая ставит цели и достигает их. Использует силу коллектива. Учитывает сильные стороны союзников и врагов и действует смело и эффективно. Образец отношений – сильный, уверенный лидер-мужчина, способный на глубокие страстные чувства. Роль мальчика – стать мужчиной.

Американский мультик воспитывает раба. Капризного недоверчивого потребителя, склонного к неврозам и одиночеству, недоверчивого и обманутого. Который всегда ведом кем-то. Который не знает своих сильных сторон, не строит планы, не принимает решения. За него всегда решают, его ведут. В конце оказывается, что он вообще не главный персонаж, а главные персонажи – это беззаботный медведь и Багира-мужик, которые и правят бал в джунглях.



И, кстати, касаемо юмора. Юмор позволяет не воспринимать информацию критично и расширять рамки дозволенного: это же шутка, это нормально. Поэтому давать установки и образы очень хорошо именно через юмор.

Когда ребёнок смотрит мультик, у него еще очень мало своего опыта, чтобы решить, что нормально, а что нет. Когда он видит, что в мультике персонажи ведут себя каким-либо образом, и их никто не осуждает – ребёнок принимает эту модель поведения, как норму. И он моделирует в своей жизни то, что видит. Ребёнок, смотрящий советский мультик, будет думать, что храбрость и честь – это нормально, ставить цели и достигать их – это нормально, сражаться и побеждать – это нормально. Быть творцом и автором своей судьбы – это нормально.

Ребёнок, смотрящий американский мультик, будет думать, что когда тобой управляют – это нормально, предательство и одиночество – это нормально, невротичность и капризность – это нормально. Быть потребителем – это нормально.

А теперь подумайте, что смотрите вы сами и ваши дети (свои, племянники, братья и сестры). Какие образы они видят? Какие модели поведения для них станут нормальными? Что они воплотят в своей жизни? И что воплощаете вы сами?

Это и есть воспитание, это и есть ОБРАЗ-ование. Сегодня они смотрят диснеевские мультики, завтра слушают попсу, а послезавтра их идеалы и ценности приобретают эгоистичный и потребительский окрас, свойственной западной культуре. Всё серьезнее, чем кажется. Игнорируя проблему, мы не уходим от неё, а просто передаем власть тем, кто от неё не отказывается, вот и всё. Через информацию – фильмы, мультики, музыку, программы, игры и так далее – идёт навязывание желанных кому-то шаблонов поведения. Особенно это сказывается на детях. Поэтому будьте бдительны. Создавайте светлое, сильное, храброе, честное. Фильтруйте информационные потоки для себя и, прежде всего, для своих детей.

Данил Шарга