Дневник ученика: нужен или нет?



Предлагаю обсудить проблему дневника ученика на фоне внедрения электронных журналов: нужен или не нужен.

При этом сразу определимся с понятиями: электронный журнал = замена бумажного классного журнала, а не инструмент, замещающий «два в одном». В таком контексте будут понятны мои исходные тезисы.

Итак, я лично, против электронного ДНЕВНИКА учащегося (то, что он носит с собой) в пользу рукописного потому, что:

1. Пишем — значит живем (мозги развиваем). Есть достаточно много свидетельств (научных доказательств со стороны психологии) того, что рукописное письмо является одним из важнейших стимулирующих инструментариев развития мозга. Отказ от дополнительной практики рукописи в детстве — само по себе уже не хорошо. А в начальной школе — это вообще вредно.

2. Самостоятельность оформления дневника ребенком (в отличие, чтобы не говорили защитники электронного, от ситуации когда ребенок не сам его заполняет) — сильнейший механизм формирования навыка самоорганизации. Все аргументы о том, что и с электронным можно самоорганизовываться, я все-таки не очень готов принять, прежде всего потому, что ребенок не сам оформляет дневник, а лишь должен следовать тому, что ему напишут другие. Организация есть, но не «САМО». А это важно. И опять-таки, наиболее важно — для «началки».

3. Дневник — это официальный документ ребенка, он за него должен и отвечать, и думать о его содержании. Воспитание аккуратности, ответственности, внимательности — все тут. Уходя от такого документа в виртуальность неизвестно чего добьемся.

Вообще стремление все засунуть в электронные гаджеты меня, в помследнее время, начинает пугать, при том, что я информационщик :)

Что скажете?

10 комментариев

avatar
Я за то чтобы был и бумажный и электронный дневник. с бумажным пусть ребенок самоорганизовываеться, а в электронном отмечается вся информация оценки, посещаемость и домашнее задание.
комментарий был удален
avatar
Соглашусь. Весь мой пафос был не столько против электронного журнала, сколько за бумажный дневник, то есть против вытеснения бумажного ввиду его, якобы, ненужности при введении ЭЖ.
avatar
Я однозначно за бумажный дневник — это детский ежедневник, может быть форма другая, размер другой, но однозначно да… пусть пишет домзадания, пояснения к ним и видит свои отметки! это тоже не плохо… в электронном журнале даже старший школьник не поймет за что стоит та или иная отметка, когда в дневнике четко все прописано.
avatar
Мне кажется, что это разные понятия. Электронный дневник — это по сути должно быть отображение информации с выборкой данных из электронного журнала, где ученик видит перечень уроков, домашних заданий и своих оценок. Ученик в нем может править только поле примечание. Это всем удобно, и учителям (один раз ввел задание и все ученики видят), и ученикам (не забудешь, что задано), и родителям(видит, что задано ). А если дом. задание, которое записал учитель непонятно ученику, то он может в записной книжке пояснить что-то для себя.
Не надо бояться, как мне кажется, этих новшеств. Жизнь меняется и дети уже все с мобильными, с планшетами. А что касается «мозги развивать», то бумажный дневник врятли этому поможет. Скорее помогут единые хорошие учебники, грамотные и любящие свое дело учителя.
Я может и совсем крамольную мысль выскажу, но мне кажется нужно вводить в школах вместо бумажных учебников планшеты с записанными на нем все учебники в электронном виде, включая текущие учебники и все предыдущие. Тогда тяжеленные ранцы превратятся в элегантные легкие папки, а главное все накопленные знания у ученика всегда будут под рукой.
P.S. Мы еще только пойдем в 1-й класс, так что существующих электронных дневников еще не видели.
avatar
С электронными гаджетами в школе сегодня проблем больше, чем с «тяжелыми ранцами». Уменьшение числа книжек должно происходить не за счет внедрения новых электронных планшетов-учебников (они все равно не только учебники, а раз так — пиши-пропало: игры, вконтакт, лайки и твиты вместо изучения материала), а за счет оптимизации учебных пособий. Не нужны учителю толстенные рабочие тетради, нет никакого практического смысла (кроме интересов издательского лобби) в нескольких учебниках в год по одному предмету + к ним задачников и иных «дополнительных материалов»…
Вы не сталкивались, а я скажу по опыту: если пойдете в школу с планшетом, то будете его покупать два — три раза в год (дети как-то их ломают даже вандалоустойчивые) и получите 100 % негатив от учителя.
avatar
Издательское лобби — это Вы правильно отметили. Все разумные доводы будут разбиваться об эту стену. Бизнес однако… Единые учебники и то не пробить… но, ради наших детей надо всячески пытаться пробить.
Про планшеты, да, может рановато. Но время идет и может будут созданы электронные учебники по типу электронных книжек (без интернета) и из небьющихся материалов (сейчас уже создаются гибкие дисплеи www.fotokomok.ru/gibkie-displei-osobennosti-i-perspektivy/ ).
А про «толстенные рабочие тетради»… что в школах, что в институтах… такое впечатление, что кому-то выгодно заваливать никчемной работой учителей и преподавателей, чтоб меньше оставалось времени и сил для основной. Что тут скажешь… надо сопротивляться, доказывать, предлагать свои решения.
avatar
Мой сын не заполняет бумажный дневник. Занимаемся маразмом — заполняем его в выходные за всю неделю. Регулярно получает 2 или 3 за ведение дневника. И ему и мне особенно то все равно. В школе есть куда более серьезные проблемы, чем ведение дневника.
avatar
Если Вы считаете навык оформления планов работы и организацию своего рабочего процесса на бумаге маразмом — это Ваше право и Ваш выбор. Но если наши предки придумали планирование работы, наверно к тому были причины и основания ))
avatar
В лицее, где учится мой ребенок, нет бумажных журналов и дневников. В электронном журнале/дневнике реализованы оценки с коэффициентами — от 0.5 за домашнее задание до 3.0 за полугодовые/годовые работы. По оценкам с учетом применяемых коэффициентов выводится средний балл ученика, по которому и ставятся итоговые оценки. Есть место ученика в рейтинге по классу (по каждому предмету). Думаю (и надеюсь), что будущее школы именно в таком подходе к оценкам.
Для организации своей работы ребенок использовал органайзер, даже когда был в прошлой школе бумажный дневник, т. к. дневник абсолютно неудобен для этих целей: на одной строчке предмета особо не распишешься. А еженедельное переписывание расписания и впрямь кажется маразмом (уж простите). Для практики рукописи лучше сочинений больше писать.
Сделаю заметку — пишу больше по старшей школе. Младшую уже плохо помню и не могу судить, нужен ли дневник там.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.