Семейная педагогика должна возродится

Дважды в своей истории Россия подходила к практическому воплощению идей гармонического развития личности, и дважды этим идеям не суждено было свершиться по причине социальных потрясений.
Первый раз идея гармонического развития личности нашла свое отражение в Научной Педагогике, которую разработал Каптерев П.Ф., и к 1910 году он опубликовал уже несколько основополагающих работ, к 1914 году уже вышли вторые издания его работ, что свидетельствовало о высоком интересе в обществе к его трудам…

П.Ф. Каптерев во многом обобщил активные плодотворные поиски российской педагогической мысли творчески развивая идеи Ушинского, Пирогова Н.И. и многих других. Написать полную и правдивую историю российской педагогической мысли еще предстоит, а пока подчеркнем, что к 1910 — первая в мире педагогическая теория гармоничного развития личности на основе всеобщего полного образования была создана и активно принята российским обществом. В 1911, 1912 году проходят съезды преподавателей математики, которые рассматривают вопросы наиболее эффективного использования математических наук для гармоничного развития личности, для формирования научного мировоззрения учащихся.
Ненужная России война, а затем революция 1917г, надолго оборвали процесс формирования самой современной системы образования. Используя наработки российской педагогики в Советском Союзе была создана система всеобщего полного образования, но с извращенной морально-нравственной компонентой, и с политизированным лженаучным блоком «знаний» о человеке и обществе.
В 60-70 годы начались новые поиски в российской педагогике, которые к началу 90-х, оформились в провозглашение целью образования гармонически развитой личности, в 1982 -печатаются некоторые труды П.Ф. Каптерева, в 1985г. — труды Н.И. Пирогова. Увы новые педагогические поиски в России опять прервала революция — 1991г., приведшая к новым социальным потрясениям к, новому разгрому российского образования, к его откату в середину 18 века, к явному торжеству мракобесия.
Со всей очевидностью История 18-20 веков показывает, что сила России, ее мощь, ее богатство, ее будущее не в полезных ископаемых, а в ее народе, в его таланте, в его духе, в его мировоззрении.
В последнее время о роли образования в развитии общества сказано более чем достаточно, не сказано только главное — какое оно должно быть.
По мнению реформаторов, как и в советские времена образование должно удовлетворять потребностям экономики, а экономика сегодня большей частью принадлежит глобальной экономике, а этой экономике нужно то образование, которое сейчас спешно выстраивается.

П.Ф. Каптерев был не только выдающимся педагогом, психологом, но он был и глубоким философом, он разрабатывал идеи неотделимости образования от нравственности, от семьи он утверждал, что образование это народное достояние. Знание по своей сущности это общественный продукт, создаваемый всем обществом и принадлежащий всему обществу.
П.Ф. Каптерев доказал, что цели и задачи образования должны формироваться обществом, родительским и педагогическими сообществами, интересы государства должны быть учтены, но не должны доминировать над общественными, пренебрежение этим принципом ведет к распаду государства.
Каптерев не употреблял термин «гармоничное развитие личности», но говорил о гармонии и постоянно в своих трудах подчеркивал единство физического, нравственного и умственного развития и необходимость соблюдения этого единства в педагогическом и воспитательном процессе. Он подчеркивал что современная ему школа страдает однобокостью, упором на умственное развитие в ущерб физическому и нравственному развитию, в результате и умственное не получает полного развития. Огромное значение П.Ф. Каптерев придавал семейному воспитанию, сотрудничеству семьи и школы. просвещению родителей, созданию семейной педагогики. В трудах П.Ф. Каптерева семья предстает как созданная природой социальная общность, действительно, как первичная ячейка, как молекула общества, призванная взращивать новых членов общества. Семейное воспитание начинается с первого дня рождения, дошкольное и школьное воспитание дополняют и расширяют возможности семьи, но не подменяют ее. Семья единственный естественный хранитель интересов ребенка, но семья нуждается в научных знаниях о ребенке и о себе, о семье.
Семье и семейному воспитанию П.Ф. Каптерев посвятил множество своих работ. С 1884г Каптерев принимает активное участие в «Родительском кружке» в Петербурге, что сыграло важную роль в разработке им вопросов семейного воспитания. С 1898 под редакцией П.Ф. Каптерева выходили брошюры «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению», всего их вышло 59, в которых публиковались работы видных педагогов, психологов, врачей, литераторов: А.Н. Острогорского, И.А. Сикорского, П.Ф. Лесгафта, П.И. Ковалевского, А.Ф. Кони и других, в 11 брошюрах были опубликованы работы самого Каптерева.
В 1906г научные труды Петербургского «Родительского кружка», на международной выставке работ подобных кружков из Франции, Германии, Англии, Бельгии и других стран получили первую премию.
Семейная педагогика, созданная П.Ф. Каптеревым должна наконец стать достоянием общества, а затем и дополнена современными научными знаниями о ребенке, о семье, об обществе и о мире. Каждый родитель хочет, своему ребенку счастливой, полноценной и достойной жизни. Семейная педагогика должна дать научное знание, о том как это сделать.

Родительский Комитет Санкт-Петербурга приглашает педагогических работников, общественность и родителей к работе по этой теме.

0 комментариев