От чего зависят успехи в школе


Пока еще каждый взрослый в нашей стране это бывший школьник, поэтому у каждого взрослого в памяти найдутся воспоминания об уроках, на которых он, а порой и весь класс с нетерпением ожидал окончания урока, даже не стараясь вникнуть в то, о чем же там говорит учитель. У плохих учителей это происходило постоянно, но случалось это и у хороших, и у очень хороших. Причины этого педагогика стала изучать очень давно, С плохими учителями понятно — нет контакта с детьми и не умеют заинтересовать, а что происходит с хорошими?

Лет 120 — 130 тому назад, основатель российской научной педагогики П.Ф. Каптерев, говорил и подробно доказывал следующее: «Нужно уяснить себе ту мысль, что главнейшая воспитательная сила школы заключается не в школьном здании, не в директоре и даже не в учителях, не в программах и учебных планах, а в самих детях, их взаимных отношениях, в их взаимном влиянии. Дети учат друг друга весьма многому, и их взаимное обучение перевешивает силу и влиятельность обучения преподавателей с директорами и инспекторами. Мировоззрение детей и юношей слагается по большей части не под влиянием того, что говорят им учителя, а под влиянием того, что они слышат друг от друга, о чем спорят под влиянием прочитанных помимо ведома и рекомендации начальства и учащих книг, под влиянием собственных наблюдений жизни,— словом, помимо школы».
Исходя из этих знаний П.Ф. Каптерев, более ста лет назад, делал вывод о целесообразности и необходимости школьного самоуправления, разрабатывая принципы его организации. Цель самоуправления он видел в создании наилучших условий в удовлетворении естественных потребностей в самоорганизации детей, в создании каждому ребенку наилучших условий для самореализации и всестороннего развития Личности.
В советские времена о школьном самоуправлении вспомнили, но оно быстро выродилось в «тренинг», в «профориентацию» для будущих деятелей бюрократической системы, добавив в массовую школьную жизнь цинизма и лжи, но возникали и оазисы истинного самоуправления, развившие и обогатившие идеи Каптерева.

В принципе, большинству родителей понятно, что учебные успехи, детское мировоззрение, отношение к происходящему кругом, многие плохие и хорошие привычки детей формирует школьная среда, школьная атмосфера.

Но как часто каждый из нас, как родитель задумывается над этим? Увы, редко, например, при выборе школы, или когда, что-нибудь происходило «из рук вон», иногда беспокоясь о том, чтобы ребенок не попал в плохую компанию… Многие родители уповали и уповают на свое хорошее семейное воспитание, которое оградит от дурного влияния. Но дети дорастают до 12-14лет и в нынешних условиях значительная часть их становится неуправляемой, подпадает под влияние, а дальше «как кривая выведет».

Процесс одичания средней школы нарастает и те, кто заканчивал ее вчера, сегодня, находят в ней много перемен к худшему. Крайне неблагоприятная внешняя среда — это один из факторов. Другой мощный фактор — это природа самих детей, о которой, после Октябрьской революции, с родителями было не принято говорить.

А до революции П.Ф. Каптерев писал:

«Собираясь в общество, дети получают полную возможность проявления и развития самых разносторонних своих свойств… Между другими свойствами легко обнаруживается и страсть к командованию, к выдвиганию себя постоянно на первое место, к получению лучших ролей и положений в игре, к затиранию товарищей…

С особенной настойчивостью и энергией должны быть устраняемы в товарищеских отношениях детей подавление товарищей насильниками, ограничение товарищеских прав, превращение равноправных товарищей в подчиненных исполнителей воли насильника. Это самая гнусная и позорная вещь. Насильники всегда и везде найдутся, и им нужно давать самый жестокий отпор. Каждое дитя должно помнить, что оно имеет священнейшую обязанность охранять и защищать свои права, не поступаться ими ни малейшим образом перед насильниками.....…. ни под каким видом нельзя терпеть нарушения своих прав, нельзя унижаться, терять свою волю, а нужно биться с насильником до тех пор, пока ему не будет дан чувствительный урок, чтобы вперед ему было неповадно проявлять свои хищнические насильнические поползновения…

Нужно питать к себе самоуважение и никому не позволять унижать себя, ограничивать свои права, распоряжаться собой; нужно сейчас же самым энергичным образом восставать на защиту своей личности и не успокаиваться до тех пор, пока наши личные права не будут признаны товарищами столь же святыми и неприкосновенными, как нами их права.

Чтобы дитя действительно стремилось постоянно защищать права своей личности против всех покушающихся на нее необходимо ему привыкнуть к бережному обращению с своей личностью в семье. А для этого семья должна быть построена на принципе свободы и уважения всех членов семьи....»

Из этих цитат, во-первых, следует, что присутствие в детских сообществах «насильников» явление естественное, под «насильниками» автор понимает тех, кто старается подчинить себе других, установить свою власть над другими. Природу этого явления, в силу ее важности, мы рассмотрим отдельно, в следующих статьях, а пока приводим это как факт очевидный и главное естественный — нравится нам это или нет.

Во-вторых, Каптерев утверждает, что «Каждое дитя должно помнить, что оно имеет священнейшую обязанность охранять и защищать свои права, не поступаться ими ни малейшим образом перед насильниками....», а взрослые должны всячески помогать детям воспитывать в себе самоуважение, и помогать им «самым энергичным образом восставать на защиту своей личности и не успокаиваться до тех пор, пока наши личные права не будут признаны товарищами столь же святыми и неприкосновенными, как нами их права».

Трудно найти родителя которому не хочется видеть свое чадо, свободной личностью, не находящейся в зависимости, от какого-либо товарища, хотя бы потому, что тут же могут возникнуть трудности во взаимопонимании, в общении.

Человек попавший под влияние — хорошее или плохое становиться зависим, и это есть абсолютное зло для его Личности, личность останавливается в развитии, а затем деградирует. Только в детстве и юношестве свойства личности могут развиться наиболее полно, а значит и должны получить наилучшие условия для своего развития со стороны родителей и общества.Вся научная педагогика Каптерева выстраивается на идее свободного развития Личности каждого. Как в дальнейшем сложится судьба каждого ребенка, какие катаклизмы произойдут в природе и обществе никто не знает, но очевидно, что сильная закаленная Личность будет наиболее успешно решать свои проблемы и проблемы общества. Только свободные Личности могут создать свободное Общество.

И об учебе.

Дети тянутся к знаниям, это заложено в них природой, не желание учиться — это или «дефекты» личности, заложенные в семье или не профессионализм школы. Не желание учиться часто возникает, как следствие неразвитости воли, так как умственный труд требует серьезных волевых усилий, как следствие недостатков физического и психического развития и наконец под влиянием среды. Таким образом, задача родителей и школы создать благоприятные условия.
Отсюда же вытекает и то, что желание учиться — это следствие благоприятных условий созданных семьей и школой, а забота об условиях развития личности — главнейшая задача педагогики. Осознание личностью своих природных потребностей, потребности учиться, и на основе осознания этого — ее развитие, а не усвоение псевдопотребностей навязываемых со всех сторон. В в этом первейшая цель воспитания.

Природные потребности осознаются, псевдопотребности навязываются. Курение, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение — это агрессивно навязываемые ребенку псевдопотребности, на основе сложившихся зависимостей в детской среде. Уберечь ребенка от среды невозможно, можно только своевременно пробудить в нем самосознание, самоуважение помочь развить качества свободной независимой личности, способной совместно с другими свободными и независимыми личностями создавать благоприятную среду для своего развития и существования, или противостоять не благоприятной.
Сегодня окружающая наших детей среда очень агрессивна и враждебна по отношению к ним, к их природной потребности в развитии, на против их развития, она против самоуважения, она против независимой свободной личности, она стремится уничтожить человеческое достоинство в зародыше.
Среда формирует в детях зависимость от толпы, в массе своей серой и необразованной. Способы манипулирования сознанием и поведением толпы хорошо разработаны и успешно применяются власть имущими с древнейших времен, а современные технологии зомбирования типа поп-культуры, маркетинга, масмедиа позволяют высоко эффективно манипулировать толпой в режиме «онлайн».

Только Семья, в силу своей природы, заинтересована в полноценном всестороннем развитии детей, ее корысть заключается в продолжении рода человеческого, в создании благоприятных условий его существования и развития, в установлении гармонии с природой.
Образованная, вооруженная знаниями Семья лучше выполнит свои, начертанные ей природой «обязанности», поняв это П.Ф. Каптерев начал активную деятельность по просвещению родителей, по созданию их сообществ, задачей которых было самообразование и содействие созданию лучших условий для воспитания и образования детей в семье, в школах и в обществе.Родители и педагогическое сообщество должны объединится в каждой школе, в каждом городе, в стране для создания наилучших условий для развития, воспитания и обучения детей на основе принципов гармоничного развития личности.

Настало время вспомнить П.Ф. Каптерева, вспомнить о нашем долге перед будущими поколениями, оторваться от демагогического «поп-корма» изливаемого на общество и начать объединяться в родительские сообщества, для самообразования, для изменения среды обучения и воспитания в которой находятся наши дети.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.